Поводом для посещения логопеда нередко становится неправильное произношение ряда звуков, заикание. Но специалисты рекомендуют проходить ежегодный профилактический осмотр даже при отсутствии видимых проблем с речью. Таких детей можно записывать на консультацию с 2 лет. Своевременное выявление нарушений позволит оказать помощь ребенку до начала занятий в школе.
Первичное обращение на консультацию, разработка индивидуальной программы может произойти и в более раннем возрасте.
Так у детей до 3 лет показания для визита к логопеду, коррекции речи таковы:- молчание, отсутствие «гуления» в возрасте до 1 года;
- отсутствие отдельных слов у малыша 1,5-2 лет;
- ребенок до 3 лет не произносит слов, предложений.
В раннем возрасте родители могут замечать, что малыш понимает обращенную речь и пытается «отвечать» невербальными способами. Распространенное убеждение «вырастет и заговорит» приводит к тому, что близкие люди упускают время в надежде, что речь наладится самостоятельно. Странные, необычные реакции ребенка на обращение родителей, отсутствие невербальных способов коммуникации, «ощущение, что он не понимает речь» – основания для проведения консультации.
Дошкольники от 3 лет направляются к логопеду при наличии следующих показаний:- отсутствие развития речи с течением времени: словарный запас остается прежними;
- малыш перестает говорить или произносит отдельные звуки;
- у ребенка 4 лет нет фразовой речи, он не может поддержать беседу;
- появляется заикание вне зависимости от причины;
- нарушение речи после травмы или другого поражения головного мозга;
- малыш 5 лет произносит звуки неправильно, переставляет части слов, отмечается гнусавость;
- ребенок в 5-6 лет не может говорить развернутыми предложениями, рассказывать, на вопросы отвечает коротко или односложно;
- дошкольник не запоминает буквы, цифры;
- ребенок 5-6 лет произносит неправильно до 3 звуков;
- ученик младших классов не овладевает навыками чтения, счета, письма, допускает стереотипные ошибки.
Коррекционные занятия логопеда рекомендованы детям, у которых диагностированы: задержка речевого развития, нарушения слуха, зрения, при выявлении наследственного фактора в возникновении заикания. Оценивая поведения ребенка, следует обратить внимание не только на пассивный и активный словарный запас, но и на то, как он выполняет инструкции, начинает ли имитировать действия взрослых, как общается с близкими людьми, ровесниками.