Дети с особенностями развития испытывают определенные сложности в изучении нового материала, контроле своих эмоций и поведения, умении выстраивать отношения со старшими людьми или ровесниками. Нередко они не могут усваивать знания так же легко, как окружающие ребята, теряется интерес к учебе. Особенности, связанные с темпом развития, заболеваниями приводят к тому, что учителя или родители других детей реагируют на них как на хулиганов и требуют «правильного» поведения.
Родители таких особенных детей в силу отсутствия специального образования не всегда могут понять, как им трудно учиться, адаптироваться. Растет уровень претензий к своему ребенку, к окружающим, к учебному заведению. Консультация дефектолога поможет мамам и папам:
- объективно оценить причины трудностей в учебе, социализации;
- понять, что они могут сделать для изменения ситуации;
- получить информацию, какие занятия помогут в данном случае.
Индивидуальные занятия с дефектологом показаны в следующих случаях:- дети с нарушениями слуха или зрения;
- дети с расстройствами аутистического спектра;
- дошкольники и школьники с нарушениями речи;
- дети с приобретенными или врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
- ребята с поражениями центральной, периферической нервной системы;
- дети с задержкой психического, психомоторного развития;
- пациенты с умственной отсталостью;
- дети, испытывающие сложности с обучением в детском саду, школе.
Своевременное начало работы дает лучшие результаты: чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг. Усвоение материала, коррекция необычного поведения проходят легче. И у родителей раньше появляется возможность принять ситуацию, не требовать от ребенка невыполнимого.
Оценивая поведение и развитие детей, следует обращать внимание на такие особенности, как:
- отсутствие любой речи до 2 лет и малый словарный запас;
- отсутствие любой фразовой речи после 2 лет;
- ребенок от 2,5-3 лет не имитирует деятельность родителей, не повторяет простые действия по их просьбе (принести вещь, отбить ритм, показать язык);
- нарушение произношения слов в возрасте 4 лет (говорит отдельные слоги, переставляет слоги, путает звуки);
- дошкольник не составляет предложения, рассказ, речь аграмматична, нет союзов и предлогов,
- ребенок от 4 лет не может выучить стихотворение, не называет предметы, не может классифицировать их, не знает, чем они различаются;
- дошкольник или школьник не выполняет действия со счетом, не может научиться считать;
- ребенок не может составить целое из частей (пазлы, разрезные картинки)
- не развита или с задержкой развивается мелкая моторика.